- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Социально-профессиональная реабилитация инвалидов
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W012251 |
Тема: | Социально-профессиональная реабилитация инвалидов |
Содержание
Оглавление Введение 2 Глава 1. Теоретические основы правового статуса инвалидов в РФ 5 1.1. Понятие «инвалид» и «инвалидность» в законодательстве РФ 5 1.2. Особенности и элементы правового статуса инвалидов в РФ 14 1.3. Правовое регулирование социальной защиты прав инвалидов в различных сферах жизнедеятельности 20 Глава 2. Особенности и проблемы социально-профессиональной реабилитации инвалидов 30 1.1. Понятие и правовые основы профессиональной реабилитации инвалидов 30 2.2. Организация профессиональной реабилитации инвалидов 50 2.3. Организация социальной реабилитации инвалидов 68 Глава 3. Проблемы защиты прав инвалидов и пути их решения 82 3.1. Проблемы защиты прав инвалидов 82 3.2. Пути решения проблем инвалидов 95 Заключение 106 Список использованной литературы 109 1 Введение В России складывается парадоксальная ситуация, когда на фоне профицитного бюджета и стремительного роста объема средств, получаемых страной, в первую очередь в результате высоких цен на энергоносители, положение инвалидов в стране систематически ухудшается. И если раньше все недостатки в этой сфере объясняли отсутствием средств, то теперь всем стало ясно, что дело не в средствах, а в той политике, которую в отношении инвалидов определяет Правительство России, в том числе и Минздравсоцразвития. Необходимо отметить, что в 90-х годах прошлого века Россия попыталась перейти от медицинской модели инвалидности к более прогрессивной, социальной, но, увы, этой попытки хватило ненадолго. Уже в начале этого века произошел поворот на 180 градусов, и были фактически ликвидированы даже те незначительные позитивные изменения, которые были достигнуты в 90-е годы. Начало этим изменениям было положено принятием нового Налогового кодекса и ликвидации всех льгот для предприятий, применяющих труд инвалидов, а эти льготы на деле были единственным реальным механизмом решения проблем трудоустройства инвалидов. Видимо, авторы такой политики даже не слышали, что в условиях рыночной экономики инвалиды заведомо неконкурентны и государственный патернализм по отношению к ним абсолютно необходим. Это давно стало аксиомой во многих развитых странах, но только не в России. У нас до сих пор многие чиновники считают, что забота об инвалидах – не обязанность, а некая милость со стороны государства, а потому инвалиды обязаны униженно просить и терпеливо ждать, а не требовать и добиваться реализации своих, закрепленных во многих международных документах прав на равные с другими людьми условия жизни. 2 Необходимо учитывать, что профессиональная реабилитация инвалидов является одним из важнейших элементов их комплексной реабилитации, успешное проведение которой: позволяет повысить уровень жизни инвалидов, обеспечивать семью, добиться экономической независимости; облегчает интеграцию инвалидов в общество; способствует не на словах, а на деле обеспечению равных возможностей для всех членов общества. Профессиональная реабилитация сама по себе требует комплексного подхода, так как, с одной стороны, включает в себя следующие элементы: определение профессиональных потенциальных возможностей инвалидов; проведение их профессиональной ориентации; осуществление профессиональной подготовки или переподготовки инвалидов; их профессиональную адаптацию и рациональное трудоустройство. Одновременно профессиональная реабилитация требует участия целого ряда структур, в том числе бюро МСЭ, структур, занимающихся занятостью инвалидов, структур образования, администрации региона и работодателей, применяющих труд инвалидов, а также самих инвалидов. Отсутствие слаженного взаимодействия участников этого процесса является одним из препятствий создания эффективной системы профессиональной реабилитации инвалидов. В этом выражается актуальность темы исследования. Объект исследования – правовое регулирование социально-профессиональной реабилитации инвалидов. Предмет исследования – социально-профессиональная реабилитация инвалидов. Цель исследования – изучить правовое регулирование социально-профессиональной реабилитации инвалидов. Задачи исследования: – изучить понятие «инвалид» и «инвалидность» в законодательстве РФ; – изучить особенности и элементы правового статуса инвалидов в РФ; 3 – выяснить правовое регулирование социальной защиты прав инвалидов в различных сферах жизнедеятельности; – проанализировать понятие и правовые основы профессиональной реабилитации инвалидов; – изучить организацию профессиональной реабилитации инвалидов; – изучить организацию социальной реабилитации инвалидов. В работе были изучены исследования следующих авторов: Басова Н.Ф., Бубеева Н.В., Веденеевой Н.В., Зозудя Т.В., Маргиева П.М., Свистуновой Е.Г., Сазонова В.В., Фогель Я.М., Чешехиновай В.В., Шинкаревой Е.Ю. и других. При проведении исследования автор руководствовался общенаучными методами исследования, в частности, сравнения, историческим, логическим, методом анализа, специальными юридическими методами, а именно: методом юридического анализа и сравнительно-правовым методом. В работе рассмотрена и проанализирована следующая информация: теоретические основы правового статуса инвалида в Российской Федерации, в частности понятие «инвалид» и «инвалидность», элементы и особенности статуса инвалида в РФ, правовое регулирование и защита; далее особенности и проблемы социальной реабилитации инвалидов, их правовая и профессиональная реабилитация, в заключении были рассмотрены проблемы защиты прав инвалидов и пути решения проблем инвалидов в Российской Федерации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. 4 Глава 1. Теоретические основы правового статуса инвалидов в РФ 1.1. Понятие «инвалид» и «инвалидность» в законодательстве РФ Около 1 млрд. человек во всем мире являются инвалидами. Эта цифра с каждым годом растет из-за ухудшения экологической обстановки и, как следствие, повышения уровня заболеваемости, а также и по причине стихийных бедствий и техногенных катастроф, вооруженных конфликтов, транспортных аварий. В большинстве стран мира инвалиды зачастую оказываются отделенными от общества, лишаясь определенных жизненных благ. Они имеют небольшие шансы принимать полноценное участие в жизни общества. Инвалиды составляют самое многочисленное меньшинство в мире, находящееся в наиболее неблагоприятном положении. Именно эти факторы служат причинами необходимости привлечения повышенного внимания со стороны общества и государства к данной проблеме. В ст. 2 Всеобщей декларации прав человека и ст. 2 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах нарушение здоровья или инвалидность не упоминаются в качестве основания дискриминации. С формальной точки зрения словосочетание «иные обстоятельства», расположенное в конце перечня оснований дискриминации, содержащихся в указанных документах, должно включать в себя, в том числе, и инвалидность, из чего вытекает необходимость принятия специальных мер для обеспечения реализации инвалидами принадлежащих им прав. Однако подобной интерпретации рассматриваемых документов в период их разработки не было ни на международном, ни на национальном уровне. Это связано с тем, что в то время социальная политика в отношении инвалидов строилась исключительно на основе Концепции патернализма (социального обеспечения). Данная концепция предполагала лечение, трудотерапию, создание специальных служб, помогающих человеку 5 выживать (например, в случае получения ребенком образования в учреждениях интернатного типа или вынужденного длительного пребывания инвалида в медицинском учреждении). Иначе говоря, инвалид не рассматривался как личность, которая имеет право на самореализацию наравне с другими членами общества1. Такие образом, инвалиды лишались возможности получить полноценное образование, участвовать в социально-экономической сфере жизни. Специализированные заведения изолируют людей, имеющих инвалидность, от общества и делают их меньшинством, права которого дискриминируются. Влияние Концепции патернализма выразилось не только в отсутствии в основных международных документах упоминания инвалидности как основания дискриминации, но и в употреблении данного термина для обозначения категории людей, имеющих право на социальное обеспечение (ст. 25 Всеобщей декларации прав человека). Подход, согласно которому инвалиды стали рассматриваться как субъекты не только права на социальное обеспечение, но и иных прав человека, нуждающиеся в создании условий для пользования ими наравне с остальными людьми, стал медленно развиваться в документах ООН с 1970-х годов. Причиной такого развития послужили движения инвалидов за свои права в эти годы. Именно тогда появился другой подход к инвалидности – социальный. Социальная модель исходит из того, что все люди являются полноценными, независимо от состояния их здоровья и наличия физических недостатков. Инвалидность – состояние, при котором, в связи с нарушением здоровья, человек сталкивается с социальными барьерами, препятствующими реализации его способностей и возможностей. Способом решения проблем инвалидов является устранение этих барьеров (технических, психологических, организационных), что должно, в 1 Зязин В.Н. Социально-экономическая политика обеспечения занятости инвалидов: Автореф. дис. канд. экон. наук. М., 2011. С. 7 8. 6 идеале, выразиться в приспособлении окружающего мира к инвалиду. Реализация социальной модели нашла свое выражение, в первую очередь, на международном уровне. Социальный подход к инвалидности был отражен в Декларации ООН о правах умственно отсталых лиц 1971 г. и в Декларации о правах инвалидов 1975 г. Полностью данный подход был в дальнейшем изложен во Всемирной программе действий в отношении инвалидов 1982 г., Принципах защиты психически больных лиц и улучшения психиатрической помощи 1991 г. и Стандартных правилах обеспечения равных возможностей для инвалидов 1993 г. На национальном уровне рассматриваемый подход в 1980-ые годы был включен в социальную политику ряд государств. В 1990 г. Закон об американцах с инвалидностью (ограниченными возможностями) был принят в США; в последующие годы аналогичное законодательство было принято более чем в 40 странах. Все эти факторы стали основанием для разработки и принятия важнейшего документа, направленного на защиту прав инвалидов – Конвенции ООН о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г. (далее: Конвенция 2006), закрепляющим основные подходы к решению проблем инвалидности и инвалидов. Одновременно с Конвенцией принят и вступил в силу Факультативный протокол к ней. По состоянию на октябрь 2015 г. 160 государств и Евросоюз участвуют в Конвенции, 88 государств – в Факультативном протоколе2. Конвенция 2006 впервые закрепила на международном уровне понятие «инвалид», при этом полностью придерживаясь социальной модели инвалидности. Так, согласно ст. 1 п. 2 Конвенции, к инвалидам относятся лица с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами могут мешать их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими. Именно Конвенция 2006 и основные положения в ней стали первоисточниками к формированию в различных государствах 2 Зязин В.Н. Социально-экономическая политика обеспечения занятости инвалидов: Автореф. дис. канд. экон. наук. М., 2011. С. 7 8. 7 отдельной отрасли национального законодательства, направленной на защиту прав инвалидов. Так, Канада стала первой страной, включившей в свою Конституцию положение о равенстве инвалидов: «Каждый индивидуум равен перед законом без всякой дискриминации, в том числе по признаку расы, национальности, религии, пола, возраста, умственных или физических недостатков». На основании документов ООН, направленных на защиту прав инвалидов, в Канаде сформировалось обширное национальное законодательство в данной отрасли. В частности, приняты такие документы: Акт о слепых, Акт об инвалидах, Акт о профессиональной реабилитации инвалидов, Закон о правах человека в Канаде, Закон о труде, Закон о компенсации наемным работникам и ряд других. Стоит заметить, что развитое национальное законодательство присутствует в таких странах, как Германия, Франция, Великобритания, Финляндия. Под влиянием западных стран Россия приняла федеральный закон № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 г3. Для российских инвалидов данный закон был прогрессивным шагом, дающим им право на реальные государственные гарантии. Следующим значимым событием для российских инвалидов была ратификация Конвенции 2006 в 2012 г4. Россия путем ратификации Конвенции о правах инвалидов взяла на себя обязательства создавать условия для полной интеграции этой категории граждан в общество. Положения ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации устанавливает верховенство международных правовых актов перед правовыми актами Российской Федерации в случае возникновения коллизий. Это означает, прежде всего, что Российская Федерация должна привести свое законодательство в соответствии с положениями Конвенции. Однако, несмотря на то, что Конвенция 2006 закрепляет социальную модель 3 Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 07.03.2018) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"// "Собрание законодательства РФ». –1995. – N 48. – ст. 4563 4 Малева Т.М., Васин С.А., Голодец О.Ю., Бесфамильная С.В. Инвалиды в России: причины и динамика инвалидности, противоречия и перспективы социальной политики. Бюро экономического анализа. – М.: РОССПЭН, 1999. – 242 с. 8 отношения к инвалидам, российское 13 законодательство продолжает придерживаться Концепции патернализма. То есть общество относится к инвалиду как к лицу, которое не может самостоятельно реализовать свои права и нести обязанности. Поэтому государство предпочитает компенсировать «физические и умственные недостатки» инвалида путем предоставления ему незначительных социальных выплат, нежели предоставлять условия для самореализации. В подтверждении этому стоить обратить внимание на понятие «инвалид», которое дается в федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Согласно п. 1 ст. 1 данного закона, инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Анализируя понятия «инвалид», приведенные в Конвенции 2006 и в федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», можно говорить о том, что, действительно, социальная модель инвалидности не находит должного отражения в законодательстве Российской Федерации. Расценивая инвалида как человека, не способного к самореализации, и акцентируя внимание именно на самом факте инвалидности, а не на личности, в обществе формируются негативные стереотипы. А стереотипы, в свою очередь, способствуют развитию дискриминации по признаку инвалидности в отношении данной категории лиц, что недопустимо для государства, которое провозглашает себя социальным и демократическим. В законодательстве Российской Федерации термин «лицо с ограниченными возможностями здоровья» встречается довольно редко. Так, данный термин встречается в Федеральном законе от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации», в Законе г. Москвы от 28 апреля 9 2010 года «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве». Более привычным для российского права является термин «инвалид», который используется в доминирующем количестве законодательных актов. В Европейских государствах, напротив, понятие «инвалид» встречается намного реже. Это связано, прежде всего, с тем, что многие государства Европы давно взяли курс на гуманизацию общественных отношений и стараются не использовать понятие «инвалид», ввиду того, что оно очень категорично разделяет людей, нарушая равноправие в системе взаимоотношений. «Человек с ограниченными возможностями здоровья» – самое распространенное понятие, применяемое в лексиконе европейских государств, не умаляющее прав человека, а отражающее его проблему5. Исторически понятие инвалид в России связывалось с понятием «нетрудоспособность» и «больной». Исходя из этого, в обществе сложилось отношение к инвалидам, как к неполноценным людям, которые требуют дополнительного к себе внимания. Проще говоря, термин «инвалид» имеет негативную окраску и воспринимается обществом соответствующе. Понятия «инвалид» и «лицо с ограниченными возможностями здоровья» близки по своему содержанию. Как отмечает Е.Ю. Шинкарева, различие можно выявить лишь в формальной стороне. Термин «инвалид» выражает результат экспертной оценки состояния здоровья и жизнедеятельности человека, проведенной с применением специальной процедуры, определенной нормативными правовыми актами и зафиксированной в документе установленной формы (справке о признании лица инвалидом). Понятие «лицо с ограниченными возможностями здоровья» – более широкое и общее, включающее не только лиц, имеющих статус инвалида, но 5 Данилюк Л.Е., Бахарев В.В. Ограниченные возможности здоровья: логико методологический анализ // Общество: экономика, политика и право. – 2010. – № 6. – С. 8 11 10 и граждан с ограничениями, которые не всегда устанавливаются специалистами в области медицины. Проблемы, касающиеся вопросов инвалидности, стали актуальны с конца прошлого века. Возросший интерес к проблеме был связан с возросшим числом инвалидов в мире и пониманием обществом значимости такой категории людей, как инвалиды. Общество стало осознавать, что возросло количество не только инвалидов с приобретенными заболеваниями, вследствие войн и травм на производстве, но и инвалидов с рождения, то есть людей с врожденными заболеваниями, вызванными, в основном, проблемами с экологией. Дети, в том числе и дети с врожденными заболеваниями, – это будущее поколение, которое в дальнейшем будет продолжать жить и развиваться в обществе, будет трудиться на благо общества и государства в целом. Но, в связи со своим заболеванием, они не смогут полноценно выполнять те функции, которые возлагает общество и государство на условно здорового человека. Это стало одной из причин необходимости закрепления на законодательном уровне статуса «инвалида», а также освещения проблем и потребностей инвалидов на мировой арене. В 1948 году Всеобщая Декларация прав человека закрепила равенство всех людей, без какого-либо различия. Государства, ратифицировавшие данную декларацию, согласились с равенством всех людей, правами и свободами, закрепленными в данной декларации, а также мировыми стандартами в области прав и свобод, взяв их в основу национального законодательства. Выделяют различные категории людей с функциональными ограничениями здоровья: незрячие и слабовидящие, умственно отсталые, с нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата. Лица, имеющие значительные проблемы физического, психического, интеллектуального развития, приобретают особый медицинский статус – инвалид. Термин «инвалид» в переводе с латинского invalidus означает слабый, беспомощный, бессильный, тяжело раненый. Сущность понятия 11 «инвалидность» меняется в зависимости от культурных традиций и социальных условий. Исторически понятие «инвалидность» связывалось с понятием «нетрудоспособность», «дефект», «неизлечимо больной», поэтому методические подходы к анализу проблемы были в большинстве своем заимствованные из сферы здравоохранения. В разные исторические эпохи термин «инвалид» имел несколько разное значение. Если в Х в. он означал – «не от бога» и вызвал презрение общества к указанным людям, то в XX в. его суть – «функционально недееспособное лицо»6. В XVIII – XIX вв. распространяется термин «инвалид», который употребляется в значении «тот, который отслужил, заслуженный воин, который не приспособлен к службе из-за увечья, ранения, старости». В XX в. инвалидами называли военнослужащих, получивших увечья во время войны, защищая интересы государства, поэтому государство было обязано их содержать. С 1930-х гг. термин «инвалид» стали употреблять и в отношении лиц, утративших трудоспособность по болезни. С 70-х гг. ХХ в. под инвалидностью стали понимать состояние организма, которое характеризуется полной или потерей трудоспособности, устойчивыми изменениями в функционировании организма. Термин «инвалид» превалирует в законодательных документах России. Однако большинство ученых, специалистов считают понятие «инвалид» дискриминационным, поэтому в законодательстве возможна замена термина «инвалид» более корректным, которое бы позволило рассматривать указанную категорию лиц в качестве равноправных членов социума без присвоения им определенного «особого статуса» и таких, которые требуют юридической защиты и социальной поддержки. Анализ проблем инвалидности учеными характеризуется в пределах двух концепций: социоцентристской теории (развитие личности рассматривается через изучение общества в целом); антропоцентристской 6 Гусов К.Н. Право социального обеспечения России : Учебник / – М.: Издательство Проспект, 2004. – 488 с. 12 теории (анализ психологических аспектов межличностных отношений). Европейские юридические документы, в частности документы ООН с 1970-х гг. употребляют термин «люди с особыми потребностями». Параллельно применяются термины «лица с инвалидностью», «лица с функциональными ограничениями здоровья», «люди с ограниченными возможностями». Итак, люди с особыми потребностями – это лица, которые имеют ограниченные возможности, обусловленные физическими, психологическими, сенсорными и социальными барьерами, которые не дают ей возможность легко и полноценно интегрироваться в общество, жить полноценной жизнью. Граждане с инвалидностью есть среди всех слоев населения любого общества. Это люди с такими недостатками, как поражения опорно-двигательного аппарата и центральной и периферической нервной системы; психическими заболеваниями и умственной отсталостью; поражениями органов слуха и зрения; поражениями внутренних органов; онкологическими заболеваниями7. Основными причинами инвалидности на всех уровнях в России являются: экологический кризис, бытовой травматизм, производственный травматизм, низкий уровень охраны здоровья населения, рост уровня хронических наследственных заболеваний, низкая эффективность профилактических мероприятий и диспансерного наблюдения, низкий уровень материального обеспечения, обнищание значительной части населения, технологические катастрофы, автомобильные катастрофы, последствия военных действий, стихийных бедствий, рост преступности, отсутствие навыков здорового образа жизни8. 7 Басов Н.Ф. Социальная работа с инвалидами: учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Кнорус», 2012. – 336 с. 8 Дмитриев А. В. Социальные проблемы людей пожилого возраста. – СПб.: Пресс, 1990. – 198 с. 13 1.2. Особенности и элементы правового статуса инвалидов в РФ Все люди признаны равными от рождения, имеющими один правовой статус, единый для всех без исключения. Но, несмотря на это, общий правовой статус, установленный для всех людей, не может в полной мере учесть всего многообразия субъектов права, их особенностей и специфики. По этой причине в него не входят многочисленные субъективные права и обязанности, постоянно возникающие и прекращающиеся у субъектов в зависимости от их трудовой деятельности, характера правоотношений, в которые они вступают, других ситуаций. Общий правовой статус является базовым, исходным для всех остальных. Правовой статус – это юридически закрепленное положение субъекта в обществе. Он фиксирует по сути дела фактический (социальный) статус лица, его реальное положение в обществе. Правовой статус есть признанная конституцией и законодательством РФ совокупность прав и обязанностей субъектов, а также полномочий государственных органов и должностных лиц, с помощью которых они выполняют свои социальные роли. Именно права и обязанности составляют ядро правового статуса. В структуре последнего выделяют такие элементы: права и обязанности; законные интересы; правосубъектность; гражданство; юридическая ответственность; правовые принципы и т.п. Правовой статус бывает общим, специальным и индивидуальным. Эти виды отражают собой соотношение таких философских категорий, как общее, особенное и отдельное. Общий статус – это статус лица как гражданина государства, закрепленный в Конституции. Специальный статус фиксирует особенности положения определенных категорий граждан (студентов, участников войны, бизнесменов, адвокатов, инвалидов и т.д.), обеспечивает возможность выполнения их специальных функций. Индивидуальный статус выражает конкретику отдельного лица (пол, возраст, семейное положение, должность, стаж и т.п.) и представляет 14 собой совокупность персонифицированных прав и обязанностей личности. Инвалиды, в связи с врожденным или приобретенным заболеванием, дефектом не могут полноценно пользоваться теми же правами и свободами, что и здоровые люди. Для реализации своих прав и свобод инвалидам требуется затрачивать больше ресурсов, нежели другим. В связи с этим, инвалиды приобретают свой специальный индивидуальный статус, определение которого необходимо, для детального понимания специфики субъекта и его потребностей, дополнительной защите со стороны общества и государства. В 1988 году Советский союз ратифицировал Декларацию МОТ «О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов» 1983 года, тем самым Советский союз принял положения, перечисленные в настоящей декларации, а также термин «инвалид» и закрепленный в данной декларации правовой статус «инвалида»9. Правовой статус инвалида в Российской Федерации «Инвалид – лицо, возможности которого получать, сохранять подходящую работу и продвигаться по службе значительно ограничены в связи с надлежащим образом подтвержденным физическим или психическим дефектом». Через два года, в 1990 году, в Советском союзе была предпринята попытка закрепить, ранее отсутствующее правовое положение инвалидов в обществе, а также термин, определяющий особенности лица с ограниченными возможностями в национальном законодательстве. Так, в Законе СССР от 11 декабря 1990 года «Об основных началах социальной защищенности инвалидов в СССР» во второй статье — «Определение понятия «инвалид» говорится следующее: «Инвалидом является лицо, которое в связи с ограничением жизнедеятельности вследствие наличия физических или умственных недостатков нуждается в социальной помощи и защите». 9 Ворошилова И.В. Компоненты регионального развития в современных экономических условиях // Актуальные вопросы образования и науки: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. 2014. С. 38-39. 15 Таким образом, Советский союз в настоящем законе не только закрепил понятие «инвалид», положение инвалида в обществе, но и права людей с ограниченными возможностями на дополнительную социальную защиту. В полную силу нормы настоящего закона так и не успели заработать, потому что в конце 1991 года СССР распался. Спустя пять лет, уже в Российской Федерации, в Федеральном законе от 24 ноября 1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» было закреплено понятие «инвалид», которое отражало особенности данного субъекта: «Инвалид – это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, дефектами или последствиями травм, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты». Ограничение жизнедеятельности, в свою очередь, законодатель определяет, как действия, которые не может самостоятельно и полноценно осуществлять лицо с инвалидностью, в этот перечень входят: ? способность к самообслуживанию; ? способность к самостоятельному передвижению; ? способность к ориентации; ? способность к общению; ? способность контролировать свое поведение; ? способность к обучению; ? способность к трудовой деятельности. Данный перечень включает в себя действия, которые исходят от самого человека, при этом, не говорится о том, что в инвалидность помимо личных характеристик, конкретного человека входит и среда его обитания. Так позитивное окружение может создать более комфортные условия существования и облегчить осуществление лицом его прав и свобод, а негативное отношение общественности к лицу с инвалидности наоборот, может создать дополнительные барьеры в осуществлении инвалидом определенных действий. Более полное представление об инвалидности 16 приводится в международном документе, Конвенции «О правах инвалидов», которая признает инвалидность, как эволюционное понятие и в связи с этим, определяет понятие более широко, включая в него среду обитания инвалида, а не только его проблемы со здоровьем. «Инвалидность является результатом взаимодействия, которое происходит между имеющими нарушения здоровья людьми и отношенческими и средовыми барьерами которое мешает их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими»10. В этой конвенции впервые говорится о том, что инвалид является одним из субъектов общества, что инвалидность нельзя воспринимать вне взаимосвязи лица с ограниченными возможностями с другими членами общества. Проще говоря, признается факт того, что инвалидность в той или иной мере зависит от взаимоотношения здоровых людей с инвалидами. Кроме того, поднимается важный вопрос о средовых барьерах в обществе. Поднятие этой проблемы имеет большое значение для практики, потому как, признание важности безбарьерной среды для инвалидов является отправной точкой для создания дополнительных программ, направленных на улучшение жизни людей с ограниченными возможностями, на их дальнейшую интеграцию в обществе. Инвалидность устанавливается медико-социальной экспертизой (МСЭ) в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 «О порядке и условиях признания лица инвалидом». Во втором разделе Постановления указывается условия для признания гражданина инвалидом: ? нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм и дефектами; ? ограничение жизнедеятельности; ? необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию и абилитацию. 10 Воронин А. С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике : учеб. издание / А. С. Воронин ; УГТУ УПИ. – Екатеринбург : Изд во ГОУ ВПО УГТУ УПИ, 2016. – 135с. 17 Причем, отмечается, что наличие одного из условий не является основанием для признания лица инвалидом. Лицо может быть признано инвалидом только при комплексной оценки его состояния, в которые включаются следующие показатели: ? клинико-функциональные; ? социально-бытовые; ? профессионально-трудовые; ? психологические. По результатам медико-социологической экспертизы, в зависимости от степени утраты функций организма устанавливается I, II, III группа инвалидности, в возраст до 18 лет устанавливается «ребенок-инвалид». Степень утраты функций организма, которые так же называют медицинским критерием инвалидности, измеряются в процентном диапазоне. Причем, в Приказе Минздравсоцразвития «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы», конкретизируется, что для получения III группы инвалидности утрата функций организма должна быть 40% 60%, для получения II группы – 70% ? 80%, для получения I группы – 90%-100%. Таким образом, проблема субъективности, при определении группы инвалидности осталась. Кроме того, следует отметить, что первые результаты действия подобной системы уже получили свои отклики у общественности и в СМИ. Так, отмечается, что в 2016 году уменьшилось количество лиц с инвалидностью на 500 тыс. человек, причем говорится о том, что данное изменение численности – это искусственное занижение цифр путем отказа в установлении группы инвалидности органами МСЭ. Для инвалидов и окружающих его людей группа инвалидности имеет большое значение для жизни. В частности, от группы инвалидности зависит размер пенсии по инвалидности, а также льготы в медицинском обслуживании, проезде на 18 общественном транспорте. Кроме того, на I и II группы инвалидности распространяется действие специальной нормы о сокращенном рабочем времени. В большинстве сво?м группа инвалидности, а также степени ограниченности воспринимаются обществом и самим инвалидом несправедливо11. Степень ограниченности выступает в данном случае, как индикатор того, что требуется конкретному человеку для достойной жизни, чем должно обеспечить инвалида государство, а не как форма социального неравенства, дискриминации. В процессе оценки степени утраты способности к труду учитывается способность осуществлять трудовую деятельность в соответствии с требованиями к содержанию, объему, качеству и условиям выполнения работы. Так, в зависимости от различной степени утраты устанавливаются: 1 степень – способность к выполнению трудовой деятельности в обычных условиях труда при снижении квалификации, тяжести, 2 степень – способность к выполнению трудовой деятельности в специально созданных условиях с использованием вспомогательных технических средств; 3 степень – способность к выполнению элементарной трудовой деятельности со значительной помощью других лиц или невозможность (противопоказанность) ее осуществления в связи с имеющимися значительно выраженными нарушениями функций организма. По результатам оценки способности лица к трудовой деятельности, в Индивидуальной программе реабилитации инвалида медико-социальной экспертизой указывается степень утраты способности к труду. Обычно, I группе инвалидности соответствует 3 степень утраты, II группе – 2 степень утраты, III группе – 1 степень утраты. 11 Воронцова З.И. Проблемы и перспективы социально-экономического развития малого города // Актуальные вопросы образования и науки: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 11 частях. 2014. С. 37-38. 19 Анализ правовых норм российского законодательства, регулирующих трудовую деятельность инвалидов и их правовой статус показывает, что ни теоретически, ни практически невозможно создать универсальный индивидуальный правовой статус инвалида, характерный и обязательный для всех инвалидов. В силу наличия специфики многообразия инвалидов особенно....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: